Как привыкнуть работать с перерывами

Полезные советы

Хатько Елена Федоровна

Терапевт, стаж работы 25 лет

В современном темпе жизни кажется, что времени на отдых не хватает. На практике дела обстоят иначе – кратковременные перерывы повышают продуктивность человека, помогают оставаться сконцентрированным на задании весь рабочий день.

Почему полезно отвлекаться от дел

Человеческое внимание – сложная структура. За концентрацию отвечают две коры мозга – темная и префронтальная. Первая структура находится всегда в напряжении. Она позволяет человеку быстро переключить внимание на что-то новое, внезапное событие, источник шума. Благодаря работе темной коры люди любят динамичность, просматривать новости, быть в курсе всего происходящего, проверяя каждый звук девайсов. Благодаря этой особенности человечество выжило – все, кто не следит за изменением среды обречен на смерть.

KAK-PRIVYKNUT-RABOTAT-S-PERERYVAMI

Префронтальная кора мозга отвечает за сбор информации, обработку абстрактных понятий, постановку целей, поиска вариантов поведения, подавление автоматических команд мозга типа «убегай» или «бей». Ее удел – произвольное внимание, которое человек способен удерживать на предмете (работе).

Сложность состоит в том, что темная и префронтальная кора работают одновременно. Первая всегда отвлекается на мелочи, а вторая – пытается удержать внимание. Но ресурс у префронтальной коры ограничен. По статистике, человек может удерживать внимание на чем-то от 5 до 45 минут. Длительность концентрации зависит от нескольких факторов – возраста человека, генетики.

Ученые доказали, что для продуктивной работы мозга ему нужен периодический перерыв на физическую активность. Было поведено исследование, в котором приняли участие три группы людей. Первая часть подопытных работала целый день без перерыва. Вторая делала утром зарядку. Третья группа периодически делала пятиминутный перерыв во время работы на прогулку по беговой дорожке. Результаты поразили – люди из третьей части меньше уставали умственно, у них не возникало импульсивного желания перекусить в сравнении в двумя другими группировками.

По результатам исследования ученые сделали вывод – перерыв во время работы каждые 1.5-2 часа повышает продуктивность, а уровень усталости снижает. Если периодически отвлекаться от зданий, концентрация расходуется экономнее.

Причины, по которых не получается делать перерывы

В нашей стране не принято делать перерывы в работе. Людям некомфортно делать физические упражнения перед коллегами.

Офисным сотрудникам, работающим за компьютером, еще сложнее. Они отвлекаются от основной работы, отдыхая переключают внимание на просмотр новостей в социальных сетях. Эмоции человек получает разные. Но мозг как концентрировался на информации, так и продолжает это делать, поэтому у него нет времени отдохнуть.

Как научиться работать с перерывами

Ученые, проводившие исследования, рекомендуют рабочим для повышения продуктивности выработать привычку делать перерывы. Чтобы выработать привычку отдыхать надо:

  1. Попробовать работать по таймеру. По результатам исследований автоматическое напоминание о перерыве повышает продуктивность работы до 15%. Ученые разработали технику, назвав ее «помидор» - за 30 минут работы сотрудник должен 5 минут отдохнуть.
  2. Если нет возможности делать пятиминутные перерывы каждые полчаса, можно вставать с рабочего места и пройтись по офису (цеху) каждые полтора часа.

Чтобы отдых от работы не превратился в скучное времяпровождение, надо заблаговременно придумать занятие на время перерыва. Есть несколько универсальных вариантов:

  1. Прогулка по офису. При сидячей работе периодическая ходьба полезна для здоровья. Если в прогулке по помещению нет смысла, можно попутно помыть посуду, сделать копии документов.
  2. Проводить пятиминутные тренировки. Несложные упражнения помогут оптимизировать циркуляцию крови по организму.
  3. Поиграть с коллегами подвижные игры.

KAK-PRIVYKNUT-RABOTAT-S-PERERYVAMI_1

Не у всех сотрудников есть возможность заниматься физической активностью вместе с коллегами по работе. Но это полезное занятие, которое не мешало бы включить в рабочий день офиса.

Что мешает выработать привычку

Самый сложный этап – привыкнуть к косым взглядам окружающих во время импровизированных перерывов. Но игнорирование общественного мнения играет на пользу здоровью.

Еще один минус – люди привыкли делать перерыв на кофе со сладостями. С одной стороны, это полезно (род деятельности меняется). Но с другой – лишние калории портят фигуру.

Если во время работы есть регулярные перерывы, но к концу дня ощущается усталость, разбитость – это повод обраться к врачу. Проблема не всегда носит физический характер. Иногда усталость вызвана психологическими причинами. Чтобы устранить это явление рекомендуется записаться на консультацию к психотерапевту.