Признаки недобросовестной рекламы лекарств
Вопросы врачу
В результате переговоров, проведенных 7 ноября между представителями фармацевтических компаний и юристами, появились первые важные договоренности с Федеральной антимонопольной службой касательно рекламы лекарственных препаратов. Отныне компаниям будет крайне сложно продать какие-то волшебные лекарства от любых болезней.
Ограничения рекламы лекарств
Во время переговоров 7 ноября удалось составить строгий и формальный список различных запрещений для производителей медицинских препаратов:
-
Недопустимо в рекламе обращаться как-либо к несовершеннолетней аудитории
-
Нельзя упоминать в рекламных целях конкретные случаи излечения лекарством
-
Запрещено благодарить аудиторию за то, что они используют препарат
-
Нельзя приводить результаты клинических исследований, которые проходят все лекарства
-
Недопустимо в рекламе говорить о том, что человек болеет
-
Нельзя говорить, что полезно принимать лекарства даже здоровым
-
Запрещено говорить, что препарат гарантированно поможет, а также безопасен
-
Нельзя за биодобавку или нелекарственные продукты лекарства
-
Запрещено говорить о том, что препарат эффективен, поскольку он натуральный
-
Недопустимо заверять, что препарат лучше, чем другие аналоги
В рекламе БАДов также есть некоторые особые ограничения:
-
БАДы нельзя представлять, как лекарственные средства
-
Необходимо уточнять, что препарат не является лекарственным средством
-
Нельзя пропагандировать отказ от здорового питания в рекламе
-
При публикации результатов научных исследований нельзя представлять эти данные, как фактические рекомендации к использованию препарата.
Это позволяет отличить БАДы от лекарств уже на этапе просмотра или прослушивания рекламы товаров от любых производителей. При этом рецептурные препараты рекламировать запрещено вообще.
Нарушают ли производители закон?
Самое частое нарушение, как отмечают специалисты из управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС, это ситуация, когда препарат рекламируют, как быстродействующее или быстрое средство, что явно не соответствует правде. Однако есть и другие нарушения:
В рекламе могут содержаться указания натурального состава препарата, и это часто сопровождается уточнением, что другие «обычные» лекарства - не натуральные. Также очень часто используется в рекламе глагол «Избавит», что формирует у человека впечатление, будто этот препарат максимально эффективно работает. Формулировки, содержащие упоминание, что препарат снижает риски каких-либо заболеваний, у аудитории создают впечатление, что препарат подходит для профилактики болезней.
Реклама должна описывать проблему, но не говорить напрямую, что у человека кашель. Допустима формулировка «начинает борьбу с кашлем уже с первого дня», что не гарантирует эффективность при этом. Нарушением будет реклама, где лекарство рекомендует «врач», ссылаясь на «собственный профессиональный опыт». БАДы нередко маскируют под лекарственные препараты, что также считается теперь очевидным нарушением.
Что поменялось для маркетологов?
Нередко маркетологи не разбираются в законах, потому допускают непреднамеренные нарушения. Это привело к необходимости для Ассоциации международных фарм-производителей, Союза профессиональных фармацевтических организаций и других объединений аналогичного плана в соавторстве с юристами и представителями Федерального антимонопольного комитета составить список рекомендации, направленный на искоренение ошибок во время подготовки рекламы лекарственных препаратов к публикации. В первую очередь, это был перечень стоп-слов и выражений, которые недопустимы или актуальны для использования. В рекламных целях нельзя использовать слова и словосочетания:
-
вылечит, решит проблему;
-
снимет боль, снимает боли;
-
однозначно, точно;
-
медленно, быстро;
-
непременно;
-
гарантированно;
-
восстановит, восстанавливает.
Можно использовать следующие слова и словосочетания:
-
помогает решать проблему;
-
помогает снимать боль;
-
существенно влияет;
-
действует мягко;
-
возможно;
-
в течение 40 минут (или другого времени, с точным уточнением сроков);
-
вероятно;
-
помогает восстанавливать, помогает бороться.
Сложно пока говорить о том, насколько эффективны данные изменения в законодательстве, поскольку еще нельзя оценить реальные последствия. Однако пока что для потребителей сама идея подобных ограничений маркетинга будет полезной.
Нередко люди рвутся в аптеку и покупают препарат, думая, что он излечивает быстро простуду, потому что в рекламе так говорилось. Это значит, что зрителям и читателям или слушателям нужно самим быть более ответственными и внимательными, и тогда не будет проблемы с рекламой.
При любых сомнениях в эффективности лекарств лучше будет спросить врача об этом. Тем более, что сегодня можно подобную консультацию получить онлайн. Так можно сократить расходы на препараты, избавившись от покупки неэффективных препаратов или БАДов.
Если же человек наткнулся где-то на незаконную рекламу, то можно официально подать заявление по почте либо лично в территориальное отделение ФАС. Для этого придется привести фактические доказательства замеченного нарушения, поскольку без доказательств заявления не рассматриваются - это защитит производителей от бессмысленных или беспочвенных обвинений в нарушении.
На рассмотрение заявления может уйти до месяца, и если доказательств будет недостаточно, то сроки могут продлить на месяц дополнительно. Заявителя о продлении сроков должны уведомить представители ФАС, причем обязательно письменно. Если обнаружено, что производитель действительно нарушил закон, то компании грозит дело о допущенном административном правонарушении. Размер штрафов составляет от 100 и до 500 тысяч рублей, а реклама будет запрещена.
Поскольку в рекламу производители вынуждены вкладывать довольно большие деньги, то к штрафу можно прибавить также существенные потери от запрета рекламы к демонстрации аудитории. Для компаний это будет значительно более существенным наказанием, нежели просто штраф, даже если штраф будет назначен максимальный. Это значит, что маркетологи будут делать все, чтобы не получить наказание за нарушение законодательства.